Вадим Репин и РНО под управлением Сладковского исполнили Первый скрипичный концерт Шостаковича

19.10.2016. Россия-Культура

Вадим Репин и РНО под управлением Сладковского исполнили Первый скрипичный концерт Шостаковича

Источник: http://tvkultura.ru


В эти октябрьские дни знаменитая музыкальная подпись Дмитрия Шостаковича – его монограмма DSCH – звучит часто. Во всём мире отмечают 110-летие со дня рождения композитора. Ему посвящают выступления многие исполнители. Скрипач Вадим Репин, музыканты Российского национального оркестра и дирижер Александр Сладковский решили юбилей Шостаковича отметить исполнением его Первого скрипичного концерта. Сочинения, в котором композитор впервые использовал свою монограмму. Репортаж Анастасии Егоровой из Концертного зала имени Чайковского.

Вундеркинд, ставший одним из лучших музыкантов мира. Вадим Репин за сценой снова и снова повторяет сложные фрагменты из первого концерта Шостаковича.

«Произведение совершенно уникальное, оно идеальное, оно совершенно бездонное и в плане эмоциональном, и как написана партитура, и каждый раз, когда открываю её, огромное количество каких-то новых вещей открывается, и причем открываются они каким-то образом эмоционально», – признаётся скрипач.

Сам Шостакович писал этот концерт, не надеясь на его исполнение, в один из самых сложных моментов своей жизни. В 1948-м вышло постановление «Об опере Мурадели «Великая дружба». В нем обвинениям в формализме в музыке подвергли и Дмитрия Дмитриевича. Концерт впервые был исполнен лишь в 1955-м, уже во второй редакции. Вадим Репин играет концерт с 14 лет. Говорит: чтобы исполнить сложнейшее сочинение, пришлось придумывать разные исполнительские трюки.

«Если говорить сугубо о физической части игры на инструменте – это как игра в тенис. Если ты играешь первые четыре-пять геймов и со всей силы, что есть, бьёшь по мячу, то через очень короткое время ты устанешь, и в тебе не останется никаких сил. Для этого нужна техника», – подчеркивает Вадим Репин.

Концерт Шостаковича – испытание не только для солиста, но для всех исполнителей, уверен Александр Сладковский. С Вадимом Репиным маэстро играл не раз, поэтому на сцене они понимают друг друга с полувзгляда.

«Он знает музыку и всю партитуру абсолютно фантастически, он только телом подсказывал нюансы, краски, что бы он хотел от оркестра. Ну, это лепится молниеносно, когда понимаешь, зачем мы все встретились», – говорит дирижер.

Прозвучавшая во втором отделении Вторая симфония Рахманинова особенна для Александра Сладковского. С ней стал лауреатом Международного конкурса дирижеров Прокофьева. И ее же слушал в день своего 33-летия – на одном из последних концертов Евгения Светланова.

«Я был вместе с мамой, мы сидели и рыдали на хорах в Петербургской филармонии. Это было незабываемо. Она была в день моего рождения рядом. А вчера я свою маму похоронил. И сегодня я буду играть эту музыку её светлой памяти. Мое 33-летие было очень давно, но ощущение, что было только вчера», – делится Александр Сладковский.

Два сочинения русских композиторов, сыгравших такую важную роль в судьбах музыкантов. Концерт Шостаковича, исполнять который для Вадима Репина – счастье. И Вторая симфония Рахманинова, с которой у Александра Сладковского связано так много воспоминаний. У слушателей тоже был шанс услышать в этой музыке что-то своё.



РУС
ENG